Власть пешеходов: как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году

Главные тенденции года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла, оживление и рост ставок главных улиц Москвы

Власть пешеходов: как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году

Фото:Артем Геодакян/ТАСС

?В 2017 году столичный рынок уличной торговли начал восстанавливаться по окончании трехлетнего кризиса: сократилось число пустующих магазинов, выросли ставки аренды, увеличилось присутствие интернациональных брендов, открывших собственные первые монобрендовые точки на наибольших торговых улицах столицы.

Основное, что сейчас оказывало влияние на рынок стрит-ретейла, — твёрдая политика мерии столицы в отношении парковок и реализация программы благоустройства «Моя улица», вычисляют опрошенные «РБК-Недвижимостью» специалисты.

«Один из хороших примеров — Тверская улица, которую по окончании запрета парковки покинули премиальные арендаторы. В следствии эта магистраль выпала из перечня самый востребованных в городе, поскольку она потеряла собственный главный трафик — автомобильный. создание и Расширение тротуаров комфортных прогулочных территорий привлекло на Тверскую новый спрос и пешеходный трафик со стороны арендаторов, трудящихся на этом потоке.

Так, за последний год на Тверской показались гастрономы (к примеру, флагманский магазин «Ашан». — Прим. «РБК-Недвижимости»), демократичные кафе и марки одежды (к примеру, HM), бутики российских дизайнеров, ювелирные магазины», — говорит помощник начальника отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Наталья Озерная.

Предложение больше, ставки выше

Высоким спросом у арендаторов пользуется Никольская улица — согласно данным JLL, часть свободных помещений тут сократилась за последний год втрое, с 15% до 5%. Данный торговый коридор примыкает к Красной площади, главным достопримечательностям и нескольким станциям метро, завлекая тем самым широкий спектр арендаторов — от весов-маркета до люкса, ориентирующихся на жителей города и поток туристов.

Торговые улицы Москвы с самыми высокими арендными ставками в 2017 году

По данным компании Colliers International, самые высокие арендные ставки на торговые помещения в Москве традиционно в Столешниковом переулке: от 200 тыс. до 280 тыс. руб. за 1 кв. м в год
(Фото: Михаил Грушин/ТАСС)

Ротация арендаторов на главных улицах воздействует и на арендные ставки: те коридоры, каковые ранее считались самыми респектабельными и дорогими, становятся более дешёвыми и напротив. «В новых условиях самый правильно сказать не о респектабельных и дорогих улицах, а, скорее, о конкретных локациях», — уверена ведущий консультант отдела торговой недвижимости CushmanWakefield Марьяна Матуева. Так, к примеру, в текущем году вырос интерес к Ветхому Арбату и Неглинной улице, где за год часть свободных площадок сократилась с 9,5% до 7,9% и с 14% до 10% соответственно.

В самая сложной ситуации в этом году были арендаторы магазинов и заведений общепита, расположенных на Садовом кольце, где этим летом развернулись самые большие строительные работы. Многие помещения, каковые сдавались в начале года, так же, как и прежде ищут арендаторов, наряду с этим собственники нехотя идут на понижение ставок. Как следствие, по окончании завершения реконструкции средняя вакантность тут практически не снизилась и на отдельных участках магистрали все еще довольно большая — 20–25%, отмечают в Colliers International.

К Январю часть пустующих помещений на наибольших торговых коридорах окажется на уровне 6,8–7%, другими словами практически на 2 п. п. ниже показателя начала года, прогнозирует начальник департамента стрит-ретейла по России Colliers International Екатерина Подлесных. Высокая активность арендаторов стала причиной недостатку таких площадок на главных улицах Москвы, что, со своей стороны, привело к росту ставок аренды. Согласно данным Colliers Internatinal, за последние 12 месяцев они выросли на 20–25%.

Похожие цифры приводят в компании JLL: так, в соответствии с их подсчетам, со второго квартала 2016 года до третьего квартала 2017-го ставки аренды на Тверской выросли со 100 тыс. руб. до 115 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Победа общепита

Основная тенденция года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла. Согласно данным Colliers International, в целом на пешеходных улицах Москвы часть общепита выросла за последний год с 41% до 45%, а, к примеру, в районе Патриарших прудов — с 29% до 35%. на данный момент кафе и рестораны занимают не меньше 40% всех торговых площадей центра столицы.

Для сравнения: на магазины обуви и одежды вместе с финансовыми услугами и банками совокупно приходится 20%. Согласно расчетам Натальи Озерной, такая тенденция продолжится и в следующем году, наряду с этим самый востребованным станет формат кулинарии, что сейчас есть соперником сетевых ретейлеров.

Создатель: Ольга Мамаева.

Рынок Столичный последовательность бакалеи

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: