Авторынок на тихом ходу

Авторынок на тихом ходу

Российский авторынок сжимается . Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за первые два месяца 2017 года падение продаж продолжилась – минус 4,1%. За целый 2016 год продажи упали на 11,1% (было реализовано 1,424 миллиона новых легковых и лёгких коммерческих машин).

Но падение происходит неравномерно, и такие фавориты рынка, как Лада, KIA и Renault, по результатам января-февраля этого года увеличили продажи, а автомобильные заводы наращивают количества производства и отказываются от сокращённых рабочих недель. Какие конкретно инструменты поддержат авторынок, обсудили участники круглого стола, организованного порталами TT Finance и изданием Рабочий Санкт-Петербург 14 марта.

Продажам не разогнаться

На фоне падения продаж дилеры получают на денежных одолжениях. В 2016 году мы взяли хороший денежный доход за счёт государственные программы, помощи производителей: средняя ставка автокредита по госпрограмме образовывает 9%, без неё – от 12%. Наряду с этим ставки по особым программам KIA и LADA FINANCE начинаются от 6%, – комментирует директор по кредитованию и страхованию ГК Терра авто Андрей Перелыгин.

Дилер реализовывает KIA, Лада и GM. Порядка 45% всех автомобилей Лада компания реализовала в 2016 году в долг, и порядка 50% – всех реализованных KIA. Помимо этого, мы получаем на восстановительном ремонте машин, – додаёт он. – В канун введения натурального возмещения по ОСАГО мы стали делать ставку на обслуживание машин и по сей день из всех машин, каковые мы ремонтируем, от 10-20% – по ОСАГО.

На продажи машин, непременно, воздействует сезонный фактор. Имеется особенность высоких продаж машин премиум класса в последних месяцах года – ноябре, в основном – декабре, в то время, когда дилеры, стараясь реализовать все машины моделей уходящего года, предлагают клиентам скидки и другие удачные предложения.

Данный факт воздействует на значительное повышение количества автокредитования в финансовом эквиваленте в последних месяцах года, но в количественном эквиваленте отличие не столь значительна, потому, что производители бюджетных авто меняют собственную стратегию в зависимости от сезона в меньшей степени, и их продажи остаются равномерными в течение всего года, – комментирует помощник управляющего Петербургским филиалом Юникредит банка, коммерческий директор региона Петербург Север Антон Большаков. – В целом, мы можем подчернуть, что рынок автокредитования прекратил собственное падение. Согласно данным Национального бюро кредитных Ассоциации и историй европейского бизнеса, количество автокредитования в 2016 году вырос на 30% если сравнивать с 2015 годом.

на данный момент мы замечаем следующий тренд: рост количества автокредитования при некоем замедлении темпов сокращения количества продаж. Территориями развития бизнеса в 2017 году мы видим повышение количеств автокредитования за счёт кредитования продаж машин с пробегом на фоне некоего удешевления автокредитов.

По словам главы департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрея Суровцева, на сегодня рынок автомобилей с пробегом есть весьма перспективным направлением для автокредитования. В январе 2017 года количество вторичного авторынка России, согласно данным Автостата, вырос на 2% в количественном выражении если сравнивать с тем же периодом 2016 года. Тогда как за целый 2016 год данный сегмент рынка прирос на 6%.

Играет роль тот факт, что среднерыночные ставки по кредитам на машины с пробегом на 3-4% годовых выше, чем по новым авто. Также рынок продаж подержанных машин значительно шире рынка новых автомобилей, исходя из этого банкам выгодно трудиться в данном сегменте, – делится Андрей Суровцев.

Не обращая внимания на то, что новый автомобиль считается более низкорисковым залогом, главный риск, что несёт банк, связан с заёмщиком, а более высокая ставка по кредиту покрывает риск по автомобилю. По данным отечественных партнёров–дилеров автомобилей, за последние 2 года доходы от сервиса и продаж по новым машинам значительно снизились – падение продаж новых авто у различных дилеров составило от 10 до 40%, – комментирует Андрей Суровцев. – Исходя из этого в качестве значимого драйвера роста доходов, среди них и на денежных одолжениях при продаже автомобиля в долг, дилеры разглядывают продажи авто, принятых по трейд–ин.

В Балтинвестбанке на машины с пробегом приходится около 60% всех выдач по автокредитам. Наряду с этим средний чек по программе кредитования машин с пробегом у официального дилера в 1,5 раза выше, чем размер чека на приобретение автомобиля в долг у неофициального дилера.

Дилеры автомобилей кроме этого отмечают, что рынок автомобилей с пробегом владеет громадным потенциалом. По словам Андрея Перелыгина оживление на рынке автомобилей с пробегом был заметен ещё полгода назад в разрезе денежных продуктов. Дело было лишь за банками: мы ожидали от них подходящих программ, – комментирует он. – на данный момент многие банки предлагают потребкредиты по таким же ставкам, что и автокредиты.

До тех пор пока мы реализовываем в долг в этом сегменте мало автомобилей – около 15%.

На оживление рынка автомобилей с пробегом реагируют не только банки, но и лизинговые компании. Программы для подержанных автомобилей подразумевают задаток в размере 20-25%, – комментирует начальник дирекции взаимоотношений и продуктового развития с партнёрами Балтийский лизинг Андрей Волков. – Часть б/у автомобилей на рынке будет расти, чего запрещено так с уверенностью сообщить про сегмент новых машин.

Основной драйвер

Если бы не национальная программа субсидирования ставки для приобретения автомобили в долг, то рынок бы упал ещё больше. Программа действует на автомобили ценой до 1,15 млн рублей при начальном взносе не меньше 20%, государство субсидирует 2/3 ставки от главной ставки Банка Российская Федерация.

Минимальная ставка по госпрограмме в отечественном банке 7,5% – кроме того кэптивные банки не смогут предложить таких условий, – говорит Антон Большаков из Юникредит банка. – На продажи автокредитов по госпрограмме приходится фактически добрая половина всех сделок по автокредитованию. Государственная программа так же, как и прежде остаётся одним из главных драйверов авторынка на сегодня.

В Балтинвестбанке кроме этого более половины всех кредитов на приобретение новых авто выдано по госпрограмме, и часть таких выдач растёт от месяца к месяцу. на данный момент в Минпромторге идёт обращение об повышении цены автомобили до 1,4 млн. рублей. В случае если данное условие будет принято, то оно увеличит продажи автомобилей по госпрограмме ещё больше, – говорит Андрей Суровцев. – Увеличение ценового лимита логично, поскольку в 2016 году автомобили подорожали в среднем на 15%.

На рынке лизинга кроме этого солидную роль сыграла государственная помощь: в рамках программы Минпромторга, по которой государство субсидирует 10% цене предмета лизинга, было выделено 7,5 млрд рублей по всей стране. В 2017 году эта сумма увеличится уже до 10 млрд рублей. По предварительной оценке Специалист РА в 2017 году рынок лизинга вырос на 33%, в основном за счёт сделок в 4 квартале.

По состоянию на октябрь 2016 г. рост составлял только 17% года – комментирует Андрей Волков из Балтийского лизинга. – По различным оценкам часть автолизинга в общем количестве бизнеса образовывает около 30%. Без учёта лизинга ж/д – и авиатехники, сегмент автотранспорта стал, вправду, драйвером роста. В портфеле нового бизнеса Балтийского лизинга автотранспорт занимает более 60%: 31% – легковой, 32% – грузовой.

Для лизинга грузового транспорта программа Минпромторга оказывает значительную помощь.

Борьба за клиента

За 2016 году рынок страхования, в Санкт-Петербурге вырос на 8,1%, практически вдвое меньше, чем в целом по стране. Наряду с этим рост в Санкт-Петербурге был обусловлен страхованием судьбы, а главным причиной, довлеющим на рынок, стало автострахование.

Наряду с этим количество заключённых контрактов понижается, а рост в сегменте ОСАГО обусловлен ростом тарифов в 2016 году. Число соглашений в Санкт-Петербурге упало на 5,5% в 2016 году, – комментирует помощник директора СЗРЦ по розничным продажам ОАО Альфастрахование Николай Егоров. – Автомобили выводят из эксплуатации и ничем их не заменяют. Вес моторного страхования в общем портфеле в Санкт-Петербурге образовывает около 30,9 %, а по всей стране вес КАСКО – около 15%.

Исходя из этого в силу для того чтобы нетрадиционного количества, динамика в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе отличается.

Продажи новых автомобилей упали на 11,1% за 2016 год, а понижение количеств премий страховые компании компенсируют за счёт псевдо-каско, которое дополняет ОСАГО. И до тех пор пока вопрос лимитов не решён, страховые компании решают его сами посредством собственных продуктов, – отмечает специалист. По его расчетам число соглашений по каско уменьшилась на 5% за счёт франшизы и дополнительных продуктов.

К тому же, в основном, клиенты каско – это обладатели новых авто.

Согласно данным Русского альянса страховщиков (РСА) за 2016 год в Санкт-Петербурге было реализовано на 84 тыс меньше полисов, чем в 2015 году. Получается, что на данный момент около 8% обладателей транспорта ездит без полиса. В 2017 году всех страховщиков обязали реализовывать электронные полисы ОСАГО – Е-полисы.

И на фоне низкой базы прошлого года случился десятикратный рост проникновения полисов ОСАГО: в случае если в 2016 году в Российской Федерации менее 1% продавалось Е-полисов, то за первые месяцы 2017 года фактически любой девятый приобретённый полис ОСАГО – электронный. Но появились новые риски для страхователей и страховщиков: сайты-клоны мошенников, – комментирует начальник представительства РСА в СЗФО Петр Щербаков. – В первую очередь 2017 года более 2 000 таких сайтов было прикрыто, кроме того была попытка создания сайта-клона РСА.

Вторая неприятность, по словам специалиста, сознательное введение в заблуждение потребителями страховщиков о собственном транспорте чтобы заплатить за полис меньше. Данный обман постоянно раскрывается позднее, но мало кто из компаний будет судиться со страхователями за 1,5-2 тыс. рублей, а не выплатить страховку потерпевшему она не имеет права. Кроме этого имеется неприятность с недоверием потребителей, в то время, когда им предлагают перейти на сайт второй страховой компании.По принятым в РСА нормативам, у каждого страховщика имеется определённый лимит на продажу Е-полисов, и в то время, когда он заканчивается, компания обязана перенаправить со собственного сайта клиента на сайт другого страховщика для приобретения полиса.

Санкт-Петербург не относится к токсичным регионам, где убыточность по ОСАГО превышает все допустимые пределы из-за автоюристов (в Краснодаре, к примеру, коэффициент убыточности больше 200%). Судебные выплаты в 2016 году в Санкт-Петербурге составили менее 10% (по России в целом – 14%).

Сами страховые компании в текущих условиях стараются реагировать скоро на вызовы рынка и новые тенденции, внедряя новые технологические ответы.

Пара лет подряд главным трендом кризисного рынка были классические бюджетосберегающие опции, – рассуждает начальник Северо-Западного дивизиона группы Ренессанс страхование Ольга Захарченко. – Часть, к примеру, каско с франшизой, стала такой значительной, что эта опция стала по сути нормой для рынка: в отечественной компании, к примеру, более 60% нового бизнеса каско – по соглашениям с франшизой.

Сейчас идёт работа с узкими настройками продукта: с совокупностью тарификации каско, применяющая принцип работы нейронных сетей. Сущность совокупности в том, что при расчёте цены полиса не считая возраста, стажа и других классических факторов, учитывается домашнее положение, наличие детей, их возраст, вождение ночью и в выходные, и другое.

Чем больше мы знаем о клиенте – тем удачнее условия каско: по сути, это пример реализации принципа pay as you are, не смотря на то, что и более классический pay as you drive еще принесёт рынку большое количество новшеств, – разъясняет Ольга Захарченко. Ещё одно направление развития страховых разработок, которое поменяло рынок каско, это телематика. При покупке полиса с установкой телематического оборудования в отечественной компании шофер может сходу взять скидку до 50%.

Ещё через три месяца, в случае если оценка качества вождения высокая, он приобретает либо полную отмену франшизы, либо её уменьшение, без какой-либо доплаты. на данный момент более половины (55%) клиентов, установивших телематику, претендуют на полную отмену франшизы.

Наряду с этим вправду самым популярным видом экономии на полисе каско остаётся франшиза. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос в три раза – с 20% до 60% приблизительно – другими словами люди деятельно пользуются данной услугой.

А отечественном прямом канале (другими словами через колл и интернет центр) часть полисов каско с франшизой легко немыслимая – 89%, – заключает Ольга Захарченко.

Не набирая скорость

Согласно расчетам участников круглого стола, авторынок в 2017 году останется на прежнем уровне, и лишь сегмент подержанных автомобилей незначительно увеличиться. Количества автокредитования останутся, как минимум, прошлыми за счёт программы господдержки.

В 2017 году, по отечественным прогнозам, количество рынка подержанных автомобилей в Российской Федерации вырастет в пределах 5%, – оценивает Андрей Суровцев. – Одним из факторов, что будет сдерживать данный рост, станет требование установки совокупности Эра–Глонасс на все ввозимые в Россию автомобили, в частности – сложность процедуры реализации этого требования для физических лиц.

Участники рынка лизинга ожидают рост рынка новых авто кроме этого в пределах 5%. Сегмент лизинга грузового транспорта прирастёт за счёт программ господдержки, ожидает Андрей Волков.

Мы тестируем программу автолизинга для физлиц, но это возможность 2-3 ближайших лет, – говорит он. – Кроме этого на данный момент на дискуссии у Министерства финансов и Банка России находится реформа лизинговой отрасли, в рамках которой вероятно будут внесены трансформации в части уплаты налога добавленой стоимости для физлиц. В случае если это случится – лизинговые компании смогут соперничать с банками в сегменте автокредитования.

Experiment! How Does An Owl Fly So Silently? | Super Powered Owls | BBC

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: