Вечная романтика готики

Вечная романтика готики

Глубока над Влтавой – один из самых прекрасных замков Чехии. Расположенный неподалеку от местечка Подграби, он стоит над рекой на восьмидесятитрехметровой горе. в течении столетий древним замком обладали пара могущественных семейств, пока наследница одной из них, Элеонора Шварценберг, не задумала перевоплотить родовое гнездо в уменьшенную копию Виндзорского дворца.

Возвращение Средневековья

В эру романтизма среди европейской аристократии господствовала мода на все британское: аристократы наряжались в английские уборные, заводили борзых и виделись за файф-о-клоком – классическим британским полдником. Страстной поклонницей этого стиля была и княгиня Элеонора Шварценберг.

По плану приглашенных ею во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века венских архитекторов, замок Глубока должен был повторить резиденцию король Англии в миниатюре. И, не смотря на то, что замыслы мастеров не были выполнены до конца, на месте ветхого замка выросло четырехэтажное строение в форме вытянутого прямоугольника с двумя десятком башен и внутренними двориками, вправду напоминающее известный Виндзорский дворец.

Из Англии пришла в Европу и мода на неоготику. Во второй половине XVIII и XIX веке, в то время, когда Средневековье с его крестовыми походами и рыцарскими турнирами уже сделалось далеким прошлым, окутанным ореолом романтики, готические мотивы на долгое время завладели воображением архитекторов. Глубока именно являет собой искусную стилизацию под средневековый рыцарский замок. В ее архитектурном рисунке преобладает готическая вертикаль.

Помпезный родовой герб на фасаде, характерные для готики дозорные башни и зубчатые стены, резной изящные розетки и каменный декор, тонкие шпили и стрельчатые окна завершают воссоздание средневековой ауры. Завершая ансамбль, клумбы сада и малая архитектура повторяют линии и контуры строения.

Интерьерные иллюзии

Интерьеры замка соответствуют его внешнему виду и также стремятся воспроизвести обстановку Виндзора – с той лишь отличием, что в британском дворце практически 800 помещений, а в Глубоке только 140. При входе взору визитёра раскрываются две монументальные аркадные галереи на протяжении лестниц, увешанные портретами, рыцарскими доспехами и оружием. Древесные двери с богатой резьбой, ведущие в библиотеку, напоминают праздничные порталы готических храмов.

Резьба по дереву украшает большая часть комнат. В течение 30 с лишним лет семь гениальных мастеров создавали древесные панели салонов, порталы, стенки, кассетные потолки. Выполнены они из липы – самый мягкого материала, не трескающегося при высыхании.

Паркет с искусно выполненным, разным во всех помещениях узором составлен из шести пород дерева.

Иллюзию средневекового интерьера поддерживают настоящие гобелены XVII века. В Глубоке находится богатейшая коллекция гобеленов, изготовленных в Бельгии. Одни из них изображают древние сюжеты, другие – библейские.

Среди самые ценных – гобелены, помеченные знаком наивысшего для того времени качества BB (Bruxelis Brabantiae).

В спальне княгини Элеоноры завлекает внимание кровать в стиле барокко с тяжеловесными украшениями из резного дерева. Тут же стоят редкие комоды эры Рудольфа II. На стене венецианское зеркало в тяжелой раме.

Примечательно, что зеркала висят в помещениях замка выше людской роста, будучи не столько предметом обихода, сколько элементом роскоши. По большей части хозяева пользовались маленькими зеркалами, находившимися на туалетных столиках.

На стенах спальни висят картины – копии древних мастеров: «Мадонна со святым Георгием» Леонардо да Винчи, «Сидящая Мадонна» Рафаэля и другие. Не обращая внимания на то что это только копии, они имеют громадную сокровище, потому, что являются практически ровесниками оригиналов. Стенки отделаны снизу резными древесными панелями, сверху обоями из текстиля.

Сводчатый потолок богато украшен резными вставками и липовыми панелями из кожи, покрытой росписью и позолотой.

Соседний салон запоминается «дельфиновым» секретером, названным так из-за ножек, выполненных в виде дельфинов. Забавно, что в восемнадцатом веке немногие воображали себе, как выглядят эти животные, исходя из этого вырезанные из дерева фигурки достаточно отдаленно напоминают морских млекопитающих.

Кое-какие помещения дворца освещается люстрой из итальянского «щипаного» хрусталя, но в большинстве салонов люстры местного хрусталя – богемского, ставшего потом не меньше известным.

Салонная судьба

В солнечном «утреннем» салоне хозяева замка завтракали. В настоящем Виндзорском дворце соответствующий зал был многократно больше и употреблялся для приемов. В Глубоке он делал частично функции фамильной галереи .

На висящих тут портретах изображены выдающиеся представители рода Шварценбергов.

Салон «Двенадцать месяцев» украшает серия картин, аллегорически изображающих месяцы года. Потолок тут представляет собой неоготические крестообразные своды с росписью по штукатурке. Богатейшая резьба по дереву украшает камин и раму зеркала.

Данный зал, как и многие помещения замка, декорирован весьма полезными витражами XVI и XVII столетий, привезенными Шварценбергами из Швейцарии. Помимо этого, в замке находятся коллекции чешского и австрийского хрусталя, дельфтского фаянса, итальянской майолики, мюнхенского, венского, севрского и славковского фарфора, народной южночешской керамики. Имеется кроме того предметы из редчайшего геолитового стекла, секреты изготовления которого потеряны окончательно.

В столовой стоит оловянная посуда XVII века. Но потому, что она весьма тяжелая – любой из предметов весит от 3 до пяти килограмм – уже в следующем столетии она вышла из потребления и употреблялась лишь в декоративных целях.

Громадную столовую замка отличает полезный ренессансный потолок, перевезенный из резиденции Шварценбергов в Чески-Крумлове, и брабантские гобелены, изображающие фламандский быт. За раскладной стол, что возрастал за счет дополнительных 12 ножек и 20 досок, возможно усадить 72 человека.

Интерьеры некоторых помещений украшают копии и оригиналы древнего оружия (копии по большей части были изготовлены во второй половине XIX века): доспехи, мечи, сабли, пики, ружья а также пушки. Коллекция содержит кроме этого пара весьма редких и полезных экспонатов замкового оружия.

Книги – это достаток

Замок Глубока славится и богатейшей библиотекой Шварценбергов, содержащей 12 тыс. томов. Тут имеются книги по многим отраслям знаний: истории, дипломатии, армейскому делу, мореплаванию, и художественная и детская литература, по большей части на немецком языке. Над книжными шкафами размещены 26 гербов семейств, когда-либо обладавших замком. На особых напольных подставках стоят огромные, любая весом в 50-60 кг, охотничьи книги, в которых велся счет трофеям.

Охота была любимым развлечением богемского дворянства.

В Курительный салон, назначение которого светло из заглавия, вход женщинам был запрещен. В его интерьере господствует громадный каменный камин весом в 16 с лишним тысячь киллограм. Пространство над ним украшают родовые гербы. Среди мебели выделяется секретер XVII века, отделанный «руиновым» мрамором.

На нем как словно бы угадываются развалин и очертания ландшафтов, но в действительности данный рисунок создают мраморные прожилки, созданные самой природой. Такие фрагменты намерено искали в разрезах мраморных глыб и после этого полировали.

Замок Глубока – броский пример псевдоготического стиля, его интерьеры повествуют об истории судьбы его хозяев, исходя из этого прогулка по нему делается увлекательнейшим экскурсом в прошлое.

Текст: Мария Лукьянова

издание Хозяин

History of Gothic style. The post — punk. (Info)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: