Золушка в мире архитектуры
Историю шале — характерного для Альп частного дома — нельзя сравнивать с эволюцией вторых подобных построек. Видоизменение, разрешившая нехитрому приюту пастуха стать знаком шикарного образа судьбы, была через чур резкой.Сейчас шале — мечта всех, кто хочет применить слово «респектабельность» к собственной жизни.
Chalet в переводе с французского свидетельствует «швейцарский домик в горах» либо «шале». Филологи, в особенности те из них, кто обожает проводить романтические параллели, находят фонетическую и смысловую общность слов Chalet и Chale (шаль), и Chaleur (жар, тепло). Таковой подход не лишен логики: дом в заснеженных горах — это в первую очередь обитель уюта, в течении столетий ассоциирующаяся с отдыхом от тяжёлых трудов, пылающим очагом, тёплой пищей и приготовленным на открытом огне согревающим напитком.
Добавившийся к этому понятию в последние десятилетия лоск не лишил шале свойственного ему необычайного комфорта, как это часто бывает при резкой смене позиционирования, но непременно повлиял и на экстерьер постройки, и на ее конструктивные изюминки.
У камелька
Альпийские морозы — не чета сибирским, и все же для изнеженной Южной Европы это необычный полюс холода. Исходя из этого наиболее значимыми требованиями к дому были тепло- и влагоизоляция, и надёжность и прочность, разрешающие выдержать снежные лавины и мощные снегопады. Помимо этого, дом строился из имеющегося в горах материала, а это были дерево и камень. Его конструкция должна была быть такова, дабы возведение цокольного этажа на склоне не вызывало неприятностей.
И наконец, дом-шале ни при каких обстоятельствах не был мелким строением, по причине того, что изначально служил для защитыь от непогоды как людей, так и скота.
Всего в большинстве случаев устраивалось три этажа. Первый из них, цокольный, всегда был из камня — именно это разрешало возводить строение на горном склоне и снабжало прочность. лиственница и Сосна становились материалами для второго и третьего (мансардного) этажей: собранная из массивного древесного бруса надстройка идеально соответствовала с жёстким видом зимних Альп и превосходно смотрелась летом на фоне зеленых лугов.
Дерево под действием ветра, снега, дождей, солнца, холода со временем становилось чёрным; время от времени их штукатурили и белили известью (в большинстве случаев, лишь один фасад делался нарядным). Поверх побелки очень свойственны были надписи. Для дополнительной защиты стенки дома с подветренной стороны время от времени обшивали гонтом (узкими древесными пластинами) либо щепой.
Главная архитектурная изюминка шале — покатая и очень сильно нависающая над вертикалью стен крыша. Такая конструкция снабжала наилучшую защиту от непогоды. Покрывали крыши дранкой либо гонтом; обычно сверху придавливали данный кровельный материал камнями, дабы не сорвали порывы ураганного ветра. Крыша шале, не считая всего другого, разрешала собирать для хозяйственных потребностей естественную влагу — очень дефицитную в горах летом.
А скошенный потолок последнего этажа придавал дому неповторимое обаяние.
Щипец крыши с коньком постоянно ориентировали на восток, откуда восходит солнце. Дом старались выстроить так, дабы самый прекрасный фасад наблюдал на равнину, и данный нарядный фасад дополнительно декорировали разнообразными, но наряду с этим достаточно лаконичными архитектурными подробностями: выступами, балконами, резьбой. Со временем террасы и балконы становятся для шале чертами, никак не меньше характерными, чем своеобычные крыши.
Выходящие далеко за периметр дома террасы как будто бы зависают над равниной, опираясь на балки. Балконы, в большинстве случаев, делались в два яруса и часто украшались незатейливой резьбой. Популярность как террас, так и балконов возможно растолковать тем, что они создавали дефицитные на горных склонах горизонтальные поверхности и увеличивали нужную площадь дома без стройматериалов и больших затрат труда.
Внешний вид шале, так, получался достаточно лаконичным. Все, чем один дом имел возможность различаться от другого, — это роспись фасада. Довольно часто в ней употреблялись библейские мотивы; самый популярны были изображения Святой Девы Марии и легендарных и почитаемых на Западе хранителей домашнего очага: Флориана, Леонарда, Георгия, великана и Себастьяна Кристофа.
Очень распространены были надписи громадными готическими буквами на белом фоне отштукатуренной стенки — девизы либо местные пословицы.
Со временем быт обладателей стад был изменен. К примеру, для домашнего скота строились отдельные помещения — овчарни, коровники и т. д. Но люди так привыкли к шале, что он остался таким же просторным, как и в прежние времена. Средняя площадь жилого пространства в таком доме образовывает около 600 кв. метров.
Шале как архитектурный стиль характерен для всех Альп — и французских, и швейцарских, и австрийских, и германских, и итальянских. В 70-е годы прошлого века стало актуальным превращать достаточно скромное горное жилище в шикарное жилье. Для этого не делали радикальной перестройки всего строения, ограничиваясь по большей части отделкой интерьеров и проведением канализации. Довольно часто их обладателями становились узнаваемые всему миру люди, в частности киноартисты.
Традиция присваивать каждому дому имя собственное не неповторима, но, но, лишь имена шале с биографией сейчас прекрасно известны завсегдатаям альпийских лыжных курортов.
Веянья времени
Растущий во всем мире интерес к лыжному спорту и обозначившаяся в последние 20 лет традиция брать жилье за рубежом в качестве второго, курортного дома вынудили строителей и архитекторов задуматься о постройке современных шале. В этом случае уже изначально ставилась задача строить шикарные дома с характерными архитектурными чертами, полюбившиеся во всех государствах, и дополнять их новыми элементами комфорта.
В современных шале прижилась традиция создавать двусветное пространство. Стеклопакеты разрешают сохранять тепло кроме того в прохладных Альпах, и сейчас ненужно делать окна мелкими. Но остекление на два этажа мгновенное меняет сущность интерьера, наполняя его воздухом и давая лёгкости и ощущение простора.
Кое-какие современные шале смогут похвастать скругленными углами в отдельных помещениях, чего, само собой, на ветхих фермах не было и быть не имело возможности.
Те дома, что строятся вблизи самых фешенебельных курортов, изначально задуманы как весьма дорогие — цена 15 миллионов евро в Куршевеле либо Шамони никого не удивляет. Исходя из этого для отделки таких шале используют самые дорогие материалы, обставляют их шикарной мебелью. Семь-восемь спален, большинство из которых расположены как раз в мансардном этаже, простое дело; время от времени обустраивают кроме того не спальни, в противном случае, что в отельном бизнесе именуют сьютами, — изолированные «квартиры в дома», помещения, где вольно смогут переночевать двое-трое.
Соперничая за внимание публики (весьма многие современные шале строятся с расчетом на то, что они будут сдаваться в аренду, и цены в большой сезон достигают 150–200 тыс. евро в неделю), хозяева самых роскошных шале часто стремятся дать отдыхающим возможность сочетать радость лыжного отдыха с процедурами спа. Самое первое подобное шале — прекрасное, четырехэтажное, с восхитительным видом на горы, находится в районе Savoleyres, в центре Verbier, что еще именуют местом между землёй и небом.
Это неповторимое строение поражает как масштабами, так и отделкой и архитектурой. Бассейн, к примеру, тут таких габаритов, каким не любая большая гостиница на побережье Средиземного моря может похвастать. В более скромных вариантах на террасе будет спа-бассейн, но без этого элемента «сладкой судьбе» сейчас отдых в горах не обходится.
Возвратившись с автострады, окунуться в теплую воду и в один момент наслаждаться видами на Монблан либо другие альпийские вершины — ни с чем не сравнимое наслаждение.
У шале огромные шансы на успех и по сей день, и в будущем. Ввиду глобального потепления в Южной Европе все тяжелее оставаться в городах в жаркий летний период. И шале делается не только знаком шикарной, и в полной мере здоровой жизни, а летние Альпы манят отдыхающих никак не меньше, чем горнолыжников зимний период.
Создатель: Наталья Иванова
Издание Загородное Обозрение