В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр

К середине года количество пустующих площадей в торговых комплексах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. Согласно данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади

В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

Арендаторы не спешат заполнять новые торговые комплексы столицы. В первую очередь года уровень вакантности в столичных ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском изучении Knight Frank. Это большой количество пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Обстановку осложняет открытие новых торговых комплексов. Согласно данным Knight Frank, в текущем году в Москве в эксплуатацию были введены шесть больших объектов неспециализированной площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро «Молодежная» (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на «Пражской» (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Фаворит»), «Клен» на «Бабушкинской» («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global).

Больше всего пустующих площадей как раз в новых открывшихся торговых комплексах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. К примеру, в ТЦ Mari на момент открытия ТЦ арендаторов не было на 91% площадей. Часть свободных мест в открывшемся в прошедшем сезоне ТЦ «Мозаика» образовывает 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем часть пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых комплексах образовывает 35%, говорит Ситникова. «Большая часть магазинов раскрываются полупустыми, по причине того, что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают собственные замыслы развития, — отмечает специалист. — Сети стремятся лишь в новые торговые комплексы с хорошим расположением, как, к примеру, в Центральный Детский Магазин на Лубянке». Не додаёт оптимизма продавцам и понижение покупательского трафика. Согласно данным Watcom (измеряет посещаемость торговых комплексов), число визитёров ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилась более чем на 10% если сравнивать с 2014 годом.

Последние полгода торговые комплексы раскрываются с низкой заполняемостью, подтверждает главный директор, помощник начальника отдела изучений CushmanWakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли уменьшаются. В этих условиях ретейлеры не торопятся рисковать и принимать участие в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах падают : в среднем В первую очередь года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было значительно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежы, обуви и бытовой техники — на 10%.

Отличие в понижении арендных ставок связана с тем, что операторы разных ценовых сегментов и профилей по-различному переживают ситуацию , растолковывает директор по сдаче в аренду торговых комплексов Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «обувь и одежда», «аксессуары» случилось заметное понижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в Российской Федерации и закрыли нерентабельные магазины.

Продуктовые сети, DIY-магазины (в основном низкого и среднего ценовых сегментов), наоборот, демонстрировали рост числа клиентов, исходя из этого ставки в этих сегментах в случае если и упали, то незначительно, растолковывает она.

Согласно данным Knight Frank, на данный момент средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для сумок и аксессуаров — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошедшем сезоне в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в текущем году деятельно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают специалисты Knight Frank. В счет грядущих платежей арендатор каждый месяц отчисляет финансовую сумму, которая определяется на базе предварительных показателей продаж и уточняется по результатам расчетного периода. «Эта практика существовала на рынке и раньше, но в этих условиях аналогичных случаев делается все больше», — говорит Соколова.

Анна Дерябина (РБК)

Топ-10 самых громадных торговых комплексов Москвы

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: