Смертельное пари: как посадить самолет вслепую и убить 70 человек

Эта катастрофа случилась 20 октября 1986 года при посадке в аэропорту Куйбышева. Ужасный случай. Возможно, он не имеет аналогов в советской, быть может, и во всемирной авиации.

Начальник экипажа Александр Клюев поспорил, что сможет посадить самолет вслепую, пользуясь лишь устройствами. Он закрыл обзорные окна кабины шторками и повел самолет на посадку… В момент происшествия на борту пребывали 85 пассажиров, а также 14 детей, и 8 членов экипажа.

Смертельное пари: как посадить самолет вслепую и убить 70 человек

Источник: ЖЖурнал/pantv

Шторки на окнах второго пилота не были закрыты, но ни навигатор, ни бортинженер не мешали действиям начальника экипажа. В его расчеты вкралась неточность, и к полосе самолет подошел со через чур громадными вертикальной и горизонтальной скоростями.

Самолет практически врезался «брюхом» в цементную полосу. От сильнейшего (4,8 g) удара о посадочную полосу стойки шасси подломились. Самолет протащило по полосе около 300 м. При скольжении по бетону самолет начал переворачиваться через правое крыло, после этого сошел на грунт, утратил правую плоскость крыла, перевернулся и раскололся надвое.

Правое крыло всецело оторвалось, а левое сложилось в два раза.

В то время, когда корпус переломился на две части, на раскаленные турбины двигателей из топливных баков хлынул керосин. Начался пожар. Три стюардессы сгорели заживо. Рядом с их каютой хранился кислородный баллон, у которого выбило штуцер, и раскаленная струя кислорода ударила прямо в них.

От стюардесс остались лишь фрагменты черепов и берцовых костей.

Необычно, что второй пилот, Евгений Жирнов, что видел угол наклона и недопустимую скорость, не предпринял никаких мер для ухода на второй круг. Он выжил по окончании падения и героически помогал пассажирам выбираться из горящего самолета. Жирнов смог дотянуться из самолета пара человек. И в то время, когда он извлёк через пилотскую кабину даму, то опустился на землю, заявил, что ему тяжело дышать, и утратил сознание.

Через три дня он погиб в Березовской медсанчасти.

Пассажиры вспоминали, что из самолета выбежал мужчина в наручниках и, отбежав от самолета, остановился. Это из Сурового везли рецидивиста. Его конвоиры в трагедии погибли сразу же, а вот преступник не взял ни единой царапины.

Условия для побега были совершенными, но он не стал убегать, а сдался милиционерам.

Вот что вспоминал глава испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин:

«Не все имели возможность без содрогания созерцать такую ужасную картину. Многих от тошнотворного запаха и вида трупов горелого мяса сходу выворачивало. Наряду с этим в салоне стоял таковой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что трудиться возможно было лишь в противогазе.

В то время, когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же заметил висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Так как самолет-то на протяжении падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в следствии были вверх ногами и как бы на потолке. Многие трупы были совсем без одежды, а другие — лишь без обуви.

Все это либо сорвало потоком воздуха, либо сгорело в пламени.

Вижу, на ремнях висит девочка и помой-му шевелится — значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и начал пробираться обратно к выходу. Тут заметил еще одного ребенка в светло синий костюме, лежащего на полу — другими словами на потолке, в тот момент ставшем полом.

В том месте еще был воздушное пространство, и, значит, оставался шанс, что кроха выживет. Я уже нагнулся к ребенку, в то время, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое упали прямо на малыша — здоровые такие мужики. По всей видимости, удерживающие их ремни расплавились, и тела одно за вторым посыпались на спасателей.

Детей я все же извлёк, но спасти их так и не удалось».

В трагедии погибли 70 из 94 человек. Глупый капитан судна Александр Клюев остался жив (как неизменно и случается), его делали выводы. Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР.

Он был закрытым для общественности и прессы.

Пилота признали виновным в правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение эксплуатации безопасности транспорта и правил движения), и приговорили к большому сроку, предусмотренному данной статьей в СССР, — 15 годам лишения свободы. В то время выше 15 лет была лишь верховная мера наказания — расстрел, пожизненных наказаний не было. Но по окончании пересмотра дела срок уменьшили с 15 до 6 лет, каковые Клюев всецело отбыл и вышел на свободу.

6 лет за жизни 70 человек. По некоторым данным, по окончании освобождения до 1994 года он жил в поселке Мехзавод, а после этого уехал в Ульяновскую область.

В.В. Фрыгин

В советское время подобные трагедии были сохраняються в тайне. Сотрудники КГБ следили, дабы никто не фотографировал, но одну из двух пленок В.В. Фрыгину все-таки удалось запрятать.

Смертельное пари как посадить самолет вслепую и убить 70 человек

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: