Регионам придется в следующем году самостоятельно гасить свои долги

Регионам придется в следующем году самостоятельно гасить свои долги

Долги русских регионов с 2012 года растут ускоренными темпами, и в 2015–2016 годах денежные показатели регионов продолжат ухудшаться, предотвратило во вторник агентство Standard  Poor’s (SP) в обзоре «Совокупность публичных финансов: российские регионы». Опасения по предлогу роста государственного долга субъектов РФ разделяют и эксперты и Счётная палата ведущих экономических университетов — ВШЭ, РАНХиГС, Университета Гайдара: все они в собственных заключениях на проект государственного бюджета 2016 года написали об данной проблеме.

По данным Счетной палаты, в 2016 году регионам предстоит погасить 400 млрд руб. рыночных обязательств. Государственный долг регионов стабильно растет с 2012 года, пишет ведомство в собственном заключении на проект бюджета. Быстрее всего он возрастал в 2013 году — на 28,6%, в 2014 году — на 20%.

В текущем году прирост до тех пор пока образовывает лишь 4%, но в финише года субъекты, в большинстве случаев, значительно наращивают обязательства. Причем затраты регионов на обслуживание уже накопленных долгов в текущем году возросли практически на треть — до 104,6 млрд руб – пишет .

Больше всего регионы задолжали русским и зарубежным коммерческим банкам, а кроме этого интернациональным денежным организациям — 37,6% от общего объема долга. Еще 37,3% приходится на бюджетные кредиты.

Расходная часть региональных бюджетов остается стабильной либо возрастает, да и с доходами появляется множество неприятностей. В частности, по регионам ударит ожидаемое сокращение межбюджетных трансфертов. Потому, что давление на расходную часть бюджета страны «огромное», пишет SP, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено. «Риски повышения несбалансированности региональных бюджетов в следующем году возрастают», — полагают аналитики РАНХиГС и Университета Гайдара.

Одна из неприятностей региональных бюджетов — постоянные трансформации законодательства. В соответствии с обзору SP в последние восемь лет изменялись ставка налога на порядок и прибыль перечисления налогов, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ. Контролируемые на федеральном уровне доходы составляют главную часть доходов регионов: на НДФЛ и налог на прибыль приходится в среднем более 50% доходов субъектов.

По оценкам SP, регионы смогут сами осуществлять контроль только около 10% всех собственных доходов (такие, как сборы и продажа имущества).

В то же время затраты региональных бюджетов не понижаются — более того, правительство систематично додаёт к ним новые обязательства. В предвыборный период 2011–2012 годов субъектам было нужно по требованию федерального центра расширить заработные платы врачей и учителей, что усилило давление на их бюджеты, а полной компенсации в виде трансфертов либо налоговых доходов они не взяли.

Дополнительная неприятность — неравномерные возможности субъектов по генерированию доходов, отмечает SP. На десять регионов — Москву, Петербург, Столичную область, Ханты-Мансийский независимый округ, Татарстан, Красноярский край, Свердловскую область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий независимый округ и Башкирию приходится более 50% ВВП страны, а живёт в них лишь треть населения. Сильные регионы, побеждающие от конструкции налоговой совокупности (Москва, Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа), демонстрируют операционный профицит бюджета выше 15%, в то время как не сильный (Магаданская область, Красноярский край) обычно фиксируют операционный недостаток, пишет SP.

Порядка 20% доходов бюджетов, как отмечает рейтинговое агентство, приходится на перечисления из бюджета страны. Совокупность межбюджетных трансфертов включает более 90 разных видов перечислений, но снабжает низкий уровень выравнивания доходов субъектов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности уменьшают разрыв между самый богатыми и самый бедными регионами с 40 до 12–15 раз — это не сильный по интернациональным меркам сглаживающий эффект, утверждает SP.

Не хватит дотаций

Госдолг русских регионов к финишу 2015 года достигнет 2,3 трлн руб., увеличившись на 100 млрд руб., прогнозирует Счетная палата. С учетом муниципальных долгов совокупный долг регионов к финишу года достигнет практически 3 трлн руб., оценивает SP. К финишу 2016 года размер регионального долга может вырасти до 2,6 трлн руб., сказала депутатам Государственной думы 7 ноября первый помощник главы МинФина Татьяна Нестеренко.

Специалисты SP упоминают риски рефинансирования в числе главных рисков регионов. В 2014 году долг регионов в среднем равнялся 40% текущих доходов, и в среднесрочной возможности SP прогнозирует повышение показателя. В половине регионов уже на данный момент долговая нагрузка образовывает более 60% доходов, в 12 субъектах она превышает 100% доходов (см. врез).

Специалисты РАНХиГС и Университета Гайдара в собственном заключении на проект бюджета 2016 года (имеется у РБК) назвали «излишне оптимистичным» заложенный в проект прогноз доходов региональных бюджетов. Они считают, что объем доходов в отношении к ВВП в 2016 году может снизиться, не смотря на то, что в пояснительной записке к проекту бюджета говорится о сохранении показателя приблизительно на уровне 2015 года. «Прогноз по росту налоговых и неналоговых доходов регионов в 2016 году к уровню 2015 года в 11,9% (при прогнозируемой инфляции 6,4%) представляется очевидно завышенным, в особенности с учетом ожидаемой нами нехорошей динамики главных экономических показателей в 2016 году по сравнению с официальным прогнозом», — считают аналитики.

Долг регионов будет расти из-за нехватки дотаций, предусмотренных для регионов федеральным центром в проекте бюджета 2016 года, сказал на совещании бюджетного комитета 7 ноября Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты. По его точке зрения, то, что обстановка с долгами регионов «уже дошла до края», практически признал и Министерство финансов: министерство решило распределить между регионами дополнительные 45 млрд руб. в финише 2015 года. По подсчетам Росляка, в госпрограмме распределения средств регионам следовало предусмотреть на 200 млрд руб. больше по сравнению с 655 млрд руб., каковые заложены в проект на данный момент.

Специалисты оценили шансы на возвращение Украиной России $3 млрд долга

Читайте также: