Proеstate: игроки офисного рынка готовятся к кризису

О ситуации на подходах и офисном рынке столицы к удержанию и привлечению арендаторов в новых экономических условиях поведали в рамках форума PROЕstate специалисты рынка.

Proеstate: игроки офисного рынка готовятся к кризису

Фото: Depositphotos/peshkova

Рынок офисной недвижимости Москвы замер в ожидании, бизнес-центры пустуют практически на четверть, компании не спешат расширять конторы, а кое-какие уже вспоминают о сокращении. В данной ситуации от управляющих и собственников офисной недвижимостью требуются нестандартное мышление и смекалка, дабы привлечь и удержать арендаторов.

Чувство кризиса

Участники форума уже чувствуют наступление кризиса на рынок недвижимости, прежде всего в офисном сегменте. В Москве строится все больше контор, а арендаторов делается меньше, сетуют специалисты, и задаются вопросом: что делать, дабы арендатор продлил аренду и предпочел как раз ваше строение?

Участники дискуссий уже подмечают, что начинаются сокращения в компаниях различных секторов, среди них и не попавших под санкции.

По оценке директора по сдаче в аренду офисной недвижимости PPF Real Estate Russia Николы Обайдина, спрос на конторы последние десять лет находится на одном и том же уровне, а предложение всегда растёт. Экономическая обстановка уже заставляет девелоперов и инвесторов корректировать собственные денежные программы. На рынке отмечается рецессия, и она лишь углубляется, увидел вице-президент по управлению недвижимостью группы ПСН Георгий Найденов.

Одновременно с этим исполнительный директор Военторг Татьяна семь дней отмечает, что на столичном рынке некризисных было всего два года — 2006-й и 2007-й, в то время, когда собственники не думали об арендаторах. Столичный рынок достаточно конкурентен,исходя из этого за арендатора приходится бороться неизменно, в особенности в периоды кризиса.

Девелоперы заморозят проекты

Участники дискуссии уверены в том, что в нынешней обстановке и в условиях высокой вакансии контор в Москве новые конторы не следует затевать строить. Но, по словам директора по управлению активами O1 Properties Павела Барбашева, это не означает, что девелоперы остановят собственный бизнес. Вероятнее, в Российской Федерации будут применять западный опыт, в то время, когда инвесторы начинают стройку, в случае если на 30-40% контор уже подписаны прелизы с арендаторами, поведал он.

В другом случае строение может продолжительно оставаться безлюдным по окончании ввода в эксплуатацию.

Никола Обайдин согласен с мнением специалиста, что подтверждает успешный опыт реализации проекта компании PPF Real Estate Russia, в то время, когда строение до завершения строительства было сдано на 70%. Согласно его точке зрения, на данный момент идти в спекулятивное постройку в расчете в будущем реализовать конечным собственникам офисные площади, также рискованно.

Административный директор по СНГ компании EY Анна Андреева видит сложность в реализации данной схемы в Российской Федерации в постоянных задержках ввода контор в эксплуатацию, его отделки и т. д. Арендатор, подписывая прелиз, должен быть уверен, что введет новый офис своевременно. Для этого ему необходимы твёрдые денежные обеспечения, поясняет она. Пока не все отечественные девелоперы готовы их дать.

Что желают арендаторы и собственники

Участники дискуссии подчернули, что на данный момент для арендодателей самый увлекательны российские компании с государственным участием, поскольку они в этих условиях самый стабильны. Аналитики утверждают, что многие большие клиенты, а также западные компании, стали жертвами санкций и вспоминают о сокращении собственного представительства в Российской Федерации. Для собственников это будет означать утрату арендатора и финансовых потоков или сокращение ставки либо арендуемой площади для них.

Но в связи с высокой вакансией офисных площадей собственники на данный момент уже не так шепетильно оценивают стабильность и устойчивость арендаторов. Управляющие сажают в собственные бизнес-центры арендаторов, каковые готовы платить.

Аналитики утверждают, что на данный момент основная цель собственников уже выстроенных офисных центров — удержать арендаторов, поскольку новых отыскать будет сложнее. Одновременно с этим до тех пор пока управляющие компании не готовы идти на понижение ставок.

на данный момент принципиально важно сохранить арендатора и лучше пойти ему навстречу: быть может, дать дополнительные опции, дать согласие на понижение арендуемых площадей, но не снижать ставку. Если он захочет в будущем расшириться, то сделать это будет легко, а вот вернуть уровень ставки аренды сложно, — высказал собственный вывод Георгий Найденов.

По оценке специалистов, сейчас прежде всего арендатор наблюдает на цена аренды — это первый фактор, что воздействует на принятие ответа для компаний. Локация, статус и инфраструктура и класс офиса уходят на второй план.

Мария Сергиенко из Capital Group отмечает, что рынок корректирует арендодателя. Арендаторы не готовы сесть в конторы без отделки, им нужно оказывать дополнительные услуги, делать отделку, ремонт и другое, дабы удержать ветхого клиента. Помощник начальника департамента офисной недвижимости CushmanWakefield Ксения Ревенко уверен в том, что формат контор shellcore (без отделки) погиб уже давно, и довольно часто арендаторам не необходимы арендные каникулы на время ремонта — ему необходимо въехать в готовый офис.

Сергей Велесевич

«Мусорный» бизнес Казани требует не вытеснять его с рынка

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: