Москва побьет рекорд по вводу торговых центров в 2014г.
Всего к вводу в эксплуатацию в 2014г. в Столичном регионе заявлены 23 торговых комплекса неспециализированной площадью 2,04 млн кв. м, аренднопригодной (GLA) — 1,02 млн кв. м.
Фото: Fotoimedia/Russian Look
На 2014г. в столице запланирован к вводу рекордно громадный количество качественных торговых площадей. Кроме того в случае если допустить, что в конечном итоге будет введено лишь 50% заявленных торговых комплексов, то данный показатель все равно окажется выше рекордного уровня 2009г., отмечают аналитики компании Магазин Магазинов.
Согласно данным интернациональной консалтинговой компании Knight Frank, всего к вводу в эксплуатацию в 2014г. в Столичном регионе заявлены 23 торговых комплекса неспециализированной площадью 2,04 млн кв. м, аренднопригодной (GLA) — 1,02 млнкв. м. На этапе проектирования находятся еще более 30 объектов.
Но, по оценкам CBRE, не все проекты будут введены в заявленные сроки, а количество нового предложения по результатам 2014г. может составить порядка 600 тыс. кв. м.
Динамика ввода площадей в торговых комплексах Москвы(Фото: Магазин Магазинов)
Наряду с этим в 2013г. на столичном рынке торговой недвижимости вместо ожидаемых рекордно высоких зафиксированы рекордно низкие показатели ввода площадей. Так, согласно данным компании Магазин Магазинов, рост совокупного качественного предложения составил в ушедшем году только около 3%. Так, установлен новый антирекорд по количеству нового предложения с 2009г. (периода прогнозируемого посткризисного понижения нового предложения).
В изучении компании отмечается, что в течение 2013г. были открыты шесть качественных торговых комплексов совокупной арендопригодной площадью 125 тыс. кв. м. Объем качественного предложения торговых комплексов (GLA) в Москве на начало 2014г. составил 4,1 млн. кв. м. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями — 343 кв. м GLA на тысячу человек.
Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями(Фото: Магазин Магазинов)
Эксперты компании Магазин Магазинов фиксируют цикличность активности девелоперов на столичном рынке торговой недвижимости. Циклы спада длительностью, в большинстве случаев, около четырех лет сменяются одним-двумя годами активного ввода торговых площадей, причем в каждом новом цикле амплитуда колебаний выясняется шире.
В каких округах больше ТЦ
Торговые объекты, введенные в эксплуатацию в 2013 г.(Фото: Knight Frank)
Согласно данным Knight Frank, новые объекты сконцентрированы в основном на юге столицы. Так, ЮАО (самый густонаселенный округ Москвы) укрепил собственные лидирующие позиции с позиций количества предложения и вошел в тройку самый обеспеченных качественными торговыми площадями округов. Лидерство по этому показателю за счет низкой численности населения так же, как и прежде удерживает ЦАО.
Что касается распределения арендопригодных площадей в качественных торговых комплексах по административным округам столицы, то, согласно данным компании Магазин Магазинов, в фаворитах остаются Южный (16,5% от совокупного количества предложения), Северо-Восточный (14,2%) и Северный (12%) административные округа Москвы. Мельчайший количество предложения — в Зеленограде (0,2%), Новомосковском и Троицком (3,2%) и Восточном (4,0%) округах столицы. Расклад сил, если сравнивать с прошлым периодом оценки, не поменялся.
Новые интернациональные сети
2013г. стал рекордным по количеству новых интернациональных сетей, вышедших на столичный рынок ритейла, констатируют специалисты интернациональной консалтинговой компании Knight Frank. В российской столице за год открылись первые магазины 45 зарубежных операторов. Годом ранее количество новичков было в два раза меньше.
Отметим, из общего числа интернациональных операторов, вышедших на столичный рынок за последние пять лет, около 40% пришлось на 2013г.
По оценке специалистов компании Магазин Магазинов, в числе самые популярных трамплинов для новичков — торговые комплексы МЕГА Белая Дача, Афимолл Сити и ГУМ, Атриум, новые проектыГК Ташир.
Уровень свободных площадей если сравнивать с уровнем декабря 2012г. сократился на 0,5% составил 2,5%. Понижение разъясняется тем, что спрос со стороны потенциальных арендаторов на качественные торговые площади в рамках квалифицированных ТЦ остается стабильным и превышает темп прироста площадей, отмечают эксперты компании Магазин Магазинов.
Согласно данным Knight Frank, среди новых интернациональных операторов преобладает сегмент общепита (26%). Часть новых для столичного рынка фешен-операторов составила 24%.
По расчетам специалистов компании Knight Frank, высокие темпы выхода на российский рынок больших интернациональных арендаторов сохранятся в ближайшие пара лет, чему в значительной мере будут содействовать новые торговые комплексы, запланированные к вводу в 2014г. Среди них такие знаковые для рынка проекты, как ТРЦ Авиапарк, МФК Кунцево плаза и другие. Как раз такие объекты предпочитают для представления собственного бренда на новом рынке большие интернациональные сети.