Мнение: кто выиграет и кто проиграет от сноса торговых павильонов

Масштабная программа по сносу торговых павильонов, каковые власти признали самовольными постройками, приведет к исчезновению в столичном ретейле представителей малого бизнеса. О глобальных возможностях для рынка торговой недвижимости столицы поведал генеральный директор компании RRG Денис Колокольников

Мнение: кто выиграет и кто проиграет от сноса торговых павильонов

Снос много торговых объектов, на каковые в большинстве собственном были официально оформлены свидетельства, мне представляется очень вызывающим большие сомнения с правовой точки зрения. Так как аккуратная власть, пускай и в прошлом составе, дала в свое время все нужные разрешения, судебная совокупность в каких-то случаях эти разрешения утвердила.

Быть может, нынешнее ответ имеет под собой кое-какие основания с позиций безопасности коммуникаций, других аспектов и архитектурного облика. Но это принесет большие убытки городу (снос, налоги, иски), каковые составят несколько дюжина миллиардов рублей.

Но сейчас хотелось бы взглянуть на проблему еще и с позиций развития малого бизнеса, малоформатного потребителей и торгового сегмента, лишенных права выбирать.

Большинство сносимых объектов — торговые площади, на которых размещались предприятия как раз малого бизнеса, часто несетевые. Иначе говоря это давало возможность удачно существовать маленьким частным компаниям, в силу собственного денежного потенциала или формата не талантливых соперничать с большими сетевыми ретейлерами. Такая возможность была неповторимой по нескольким обстоятельствам.

Первое — довольно низкая по сравнению с другими торговыми объектами арендная плата. Кроме того в случае если учесть, что арендная ставка за квадратный метр у метро при малой площади довольно высокая, то сам размер магазина (до 10–30 кв. м), учитывая хорошие обороты на потоке, делал цена аренды в полной мере подъемной кроме того для маленького ИП.

Второе — локация. Размещение у метро давало заведомо большой трафик, что есть главным для любого магазина, рассчитанного на товары повседневного спроса либо спонтанные приобретения. В частности эти категории ретейлеров в большинстве собственном размещались в снесенных строениях.

Третье — отсутствие борьбы с более сильными «монстрами». Так как те же мини-пекарня либо палатка, реализовывающая сок и воду, вряд ли имели возможность трудиться в торговом комплексе либо рядом с продуктовым гипермаркетом. Кроме того при размещении в глубине жилого массива их эффективность будет значительно ниже — по причине того, что сам формат запланирован на приобретения «по ходу», «на бегу».

Пребывав в квартала, возможно рассчитывать только на зону охвата в пара ближайших строений, да и то возможность визита для того чтобы магазина обитателями соседних зданий далеко не стопроцентная: в случае если человеку необходимо пойти за продуктами, он, вероятнее, выберет супермаркет.

Так, снос торговых строений у метро, по сути, свидетельствует вымывание с рынка целого сегмента малых фирм и исчезновение одного из форматов торговли. Для клиентов, на мой взор, это негативный факт. Палатки у метро всегда были пользуются спросом: они как минимум эргономичны — возможно купить цветы либо какую-то мелочь, не тратя времени на дорогу до очереди и супермаркета к кассам.

К тому же, как ни парадоксально, это разрешало экономить деньги. Да, цены в таких магазинчиках были немного выше, но в один момент отсутствовали и лишние траты, каковые случаются в большинстве случаев в больших магазинах, в то время, когда, зайдя за хлебом, мы «заодно» набираем полную корзину различных товаров.

Для малого бизнеса это кроме этого негативный факт. Непременно, нельзя говорить о том, что все фирмы закроются. Кто-то перебазируется в торговые комплексы в основном районного и микрорайонного масштаба либо в оставшиеся подобные снесенным объекты. Кто-то — в помещения стрит-ретейла.

Кто-то выкупит квартиры на первых этажах жилых домов и, переведя их в нежилой фонд, сделает отдельный вход с пристроенной лестницей — что вряд ли улучшит картину, исходя из этого муниципальные власти данный процесс ограничили. Подобные варианты потребуют больших по меркам малого бизнеса инвестиций, так что потянут их не все.

Конкретно хорошим этот процесс будет для окрестных районных и микрорайонных ТЦ, и мелких помещений стрит-ретейла: их заполняемость повысится. Наряду с этим ставки поднять вряд ли удастся, потому, что платежеспособность бывших арендаторов палаток очень низка, да и локации хуже.

В случае если сказать о рынке торговой недвижимости в целом, то снос много строений на обстановку не повлияет. Так как площадь сносимых объектов не превысит двух-трех десятков тысяч квадратных метров — в случае если учесть, что всего на сегодня в пределах Ветхой Москвы свободные площади торгового назначения измеряются сотнями тысяч, то делается ясно, что это капля в море.

Но, предлог для надежды все же имеется. Представители горадминистрации, надеюсь, кроме этого замечательно знают необходимость существования малоформатной торговли у метро. И, вероятнее, какая-то альтернатива снесенным магазинам будет предложена.

Но утраты уже не вернуть…

Денис Колокольников специально для «РБК-Недвижимость»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Специалисты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах

Денис Колокольников RRG Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

В Люберцах устанавливают новые торговые павильоны

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: