Магазин на улице: что происходит с рынком стрит-ретейла в москве

Магазин на улице: что происходит с рынком стрит-ретейла в москве

2016 год принес стрит-ретейлу Москвы больше преимуществ, чем предлогов для уныния. Программа «Моя улица» изначально создала массу неприятностей, но после этого подняла трафик а также подняла ставки. Девелоперы жилья наконец задумались о «форматных» первых этажах

Главным итогом 2016 года для сектора стрит-ретейла Москвы стало достижение фазы относительного равновесия. Текущая вакантность образовывает порядка 10%, что есть нормальным уровнем. Цена помещений существенно просела в периферийных районах (аренда — минус 20%, продажа — минус 25% в рублях), но чуть ли последует предстоящая отрицательная коррекция. Очень сильно пострадали магистральные улицы без паркинга, такие как Кутузовский и Ленинский проспекты.

Цены в Садового кольца быстро падали в 2014 и 2015 годах, в то время как в уходящем году цены продаж и ставки аренды были стабильны.

Самым резонансным событием года, затронувшим и участников рынка, и урбанистов, и обывателей, стало закрытие на реконструкцию порядка 60 улиц в пределах Садового кольца. Приблизительно с 2010 года правительство Москвы реализует концепцию развития пешеходных улиц, принимая не самые популярные меры. Закрытие торговых коридоров, сокращение количества полос для перемещения транспорта, переделка и ликвидация парковок их в свободные площади очень сильно бьет по бизнесу.

Во время проведения реконструкций обороты ретейлеров без шуток пострадали. Особенно непросто было нужно арендаторам, не достигшим компромисса с собственниками помещений в вопросах пересмотра коммерческих условий. Однако уже реконструированные улицы взяли прирост в трафике, стали более привлекательными для ретейла и пешеходов.

К примеру, Мясницкая из очень неудобного коридора превратилась в благоустроенную пешеходную территорию, отдельные помещения на которой подорожали до 30%.

Еще одной ответственной тенденцией есть все громадная специализация улиц. Столешников переулок укрепляет позиционирование самой дорогой улицы и в 2016 году привлек таких люксовых и премиальных арендаторов, как Fendi, Herno, Harry Winston. Расположенные поблизости Дмитровка, Петровка кроме этого развиваются в высоком ценовом сегменте.

Реконструированные улицы, приобретшие статус пешеходных, сейчас прежде всего трудятся на общепит. Тренд начался с Камергерского переулка и набирает все громадную популярность. Кузнецкий мост из частично люксовой улицы все больше преобразовывается в демократичный коридор с широким выбором кафе и ресторанов (к примеру, закрылись Hugo Boss и Podium).

Патриаршие пруды, исторически являвшиеся негромким районом с супердорогим жильем (уступая лишь Пречистенке и Остоженке), капитально обросли концептуальными и демократичными ресторанами — до таковой степени, что дошло до протестов местных обитателей.

Процесс перепрофилирования и ротации стрит-ретейла деятельно длится. Fashion-операторы отдают предпочтения торговым комплексам, сохраняя локации в специальных коридорах. Банки не только значительно сократили число точек в связи с отзывом лицензий, но и фактически не раскрываются.

Соответственно, высвободился громадной количество помещений, а конторы банков прекрасно подходят под кафе и малые продукты. Очевиден тренд и по закрытию малорентабельных магазинов. Сектор центрального стрит-ретейла начинается в основном за счет ресторанов и кафе (40% спроса приходится именно на них), маленьких гастрономов , сотовых операторов, и драгоценностей, аксессуаров.

Новым явлением делается пересмотр наибольшими застройщиками подхода к проектированию помещений на первых этажах ЖК и стилобатов. По сути, с возникновением в районов пешеходных улиц, проспектов, набережных начинает формироваться качественный стрит-ретейл. Торговые строения хорошего уровня были выстроены еще в сталинские времена, до 50–60-х годов.

После этого застройщики перешли на девелопмент стилобатов — не самый эргономичный формат, но все же он несопоставимо лучше помещений, выстроенных в лужковские времена и на старте работы новой администрации. универсамы и Супермаркеты, в большинстве случаев, сидят в помещениях советской постройки. В случае если на рынок и выходили качественные дома, то они обязательно огораживались, лишая магазины трафика.

Для ретейла неприемлемы помещения с квартирными планировками, общепит не имеет возможности развиваться в спальных районах из-за отсутствия помещений с свободной вытяжкой.

на данный момент девелоперы при проектировании комплексных проектов начинают учитывать все нужные технические требования торговых операторов. Примерный пример — ЖК «Зиларт», где предусмотрены помещения с шестиметровыми потолками, витринами в пол, входом в магазины с уровня почвы (без ступеней, пандусов). Добавлю, когда начали появляться новые качественные помещения — они стали стоить дорого.

Таковой объект возможно реализовать на 50–70% дороже жилых метров.

Заметным конфликтным событием 2016 года стал снос объектов, признанных властями самостроем. Демонтировано порядка 250 строений, и процесс длится, формируются новые перечни объектов. По окончании сноса соседние помещения, расположенные у станций метро, взяли важные преимущества — у них появилась видимость, повысился спрос на площади.

Будет весьма интересно следить за развитием обозначенных тенденций в 2017 году. В целом мы ожидаем, что предстоящего ухудшения конъюнктуры рынка не последует. Сегмент стрит-ретейла достиг относительной стабилизации и падать дальше не должен. Вероятнее, цены и ставки продаж будут стабильны, вакансия снизится, но незначительно.

На уже реконструированных улицах ожидается хороший тренд и по ставке аренды, и по понижению уровня вакансии.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах

Денис Колокольников генеральный директор RRG Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

RUSSIA TRAVEL for First Timers — what YOU NEED to KNOW | Moscow & St. Petersburg

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: