Крест на новом строительстве в нью-йорке

Крест на новом строительстве в нью-йорке

Сходу два амбициозных девелоперских проекта заморожены в Нью-Йорке по обстоятельству кризиса финансовой системы и никак не останавливающегося роста цен на стройматериалы. Обращение о реконструкции двух больших сортировочных станций – в Бруклине (Atlantic Yards) и на Манхэттене (Hudson Yards).

На их месте должны были показаться новые жилые и публичные центры – броские архитектурные объекты, каковые критики уже поторопились вписать в историю зодчества нового века. Но сейчас оба проекта заморожены на неизвестные сроки, а нью-йоркские газеты пестрят заголовками о том, что кризис, сопоставимый по размаху с Великой депрессией, ставит крест на развитии мегаполиса.

Реконструкцией Hudson Yards – ЖД узла, расположившегося всего через три улицы от известной Мэдисон Сквер Гарден, занимается компания Extell Development Group. Огромная сортировочная станция расположена прямо на берегу Гудзонского залива – и до сих пор эта часть Манхэттена была фактически отключена из публичной судьбы города. Пути, ангары, поезда – вот и все, что украшало Hudson Yards.

Иначе, это последний незастроенный участок одного из самых дорогих районов Нью-Йорка, и девелоперы в далеком прошлом на него засматривались. Против реконструкции постоянно выступала компания MTA, управляющая ЖД сообщениями на Лонг-Айленде, и только Extell Development Group отыскала метод сломить сопротивление хозяина. Конструкторское подразделение девелоперской компании предложило не уничтожать станцию, но перекрыть ее и тем самым дать всей территории шанс начать новую судьбу.

Особые очень прочные платформы должны были скрыть паутину рельс от жителей и в один момент обезопасисть будущих жителей новых кварталов от звукового дискомфорта, неизбежного в районе любого вокзала. На огромном своде-стилобате предполагалось выстроить жилье, гостиницы, бизнес-центры, объекты культурного назначения.

В начале 2007 года Extell Development Company совершила архитектурный конкурс на лучший проект генплана развития всей территории Hudson Yards. В этом состязании победило широко известное бюро Steven Holl Architects (в 2001 году издание Time присвоил Стивену Холлу титул «Лучший архитектор США» за «строения, каковые так же духовны, как прекрасны»). Территорию сортировочного узла, имеющую форму вытянутого прямоугольника, архитекторы внесли предложение разрезать на два квадрата, любой из которых по диагонали прорезает новая авеню.

Квадраты, названные Eastern Rail Yards и Western Rail Yards, имеют разное функциональное назначение: первый состоит преимущественно из торговых площадей и офисов, кое-где перемежающихся публично-культурными территориями, второй дан под жилье. Помимо этого, в состав Western Rail Yards, имеющего выход к реке Гудзон, войдет стоянка и пассажирский терминал водного такси – из этого жители смогут добираться до Нью-Джерси, минуя мосты и значительно экономя время на известных нью-йоркских пробках.

Архитектуру нового района отличает выделенная футуристичность: высотные строения, решенные в причудливых кристаллоподобных формах, развивают и поднимают на новую ступень классическую для этого города тему небоскребов. Всего в ходе проекта предполагалось выстроить более 2 млн кв. м контор, по 100 тыс. «квадратов» торговых и гостиничных площадей, около 13 тыс. квартир.

Ключевая роль отводилась и масштабному озеленению территорий: девелоперы весьма желали, дабы yards превратились в gardens. Неспециализированная цена реализации проекта, включая сложнейшую операцию согласно мнению существующей ЖД станции в суперпрочную звуконепроницаемую оболочку, оценивалась практически в $15 млрд. В 2007 году у девелопера не было никаких сомнений в том, что на застройку Манхэттена смогут быть отысканы и не такие деньги.

Сейчас, увы, все, на что решается Extell Development Company, так это сокращение программы бюджета и бесконечная оптимизация проекта застройки (и пока только на бумаге).

Atlantic Yards – не меньше амбициозный проект (не смотря на то, что и более недорогой – всего-то $4 млрд) по перепрофилированию сортировочной станции в Бруклине. Как водится, началось все с малого. Была в далеком прошлом не применяемая станция, а вот современного спортивного комплекса и, например, стадиона не было. И само собой разумеется, непременно должен был найтись человек, что бы связал эти факты воедино. Им был глава администрации Бруклина Марти Марковитц.

Быть может, он и не показал бы чудеса смекалки, но грянули выборы – время прекрасных идей и более прекрасных обещаний. Скоро на реализацию идеи нашелся и девелопер – компания Forest City Ratner Companies, в активе которой находится более 1 млн кв. м офисных площадей Нью-Йорка.

FCRC очертя голову взялась за дело, заказала проект стадиона самому Фрэнку Гери (живой легенде современной архитектуры, одному из основоположников деконструктивизма, автору музея Гуггенхайма в Бильбао) и просчитала коммерческую составляющую данной истории. Оказалось, что строительство оснащенного по всем правилам стадиона «от Гери» сулит пользу лишь вместе с весьма респектабельным довеском в виде контор, жилья и гостиниц. В следствии стадион, оказавшийся вправду весьма эффектным и имеющий запоминающуюся кровлю в виде разрезанного на отдельные лепестки овала, тесным кругом обступают 16 (!) высоток разных функций и форм.

Кроме фактически технических служб и железнодорожных путей, на территории Atlantic Yards расположено большое количество ветхого жилья, небольших магазинов и кафе. Все они сейчас сносятся (с конца 2006 года), а обладателям выплачивается простая в таких случаях компенсация. Но кроме того деньги не примирили бывших жителей квартала с новым проектом.

Масса соперников у начинания FCRC и среди обитателей всего остального Бруклина – уже полтора года около Atlantic Yards разгораются нешуточные баталии, а против девелопера ведется настоящая информационная война. В числе основных претензий, предъявляемых проекту, именуется непродуманность транспортной составляющей: комплекс возводится на пересечении двух наибольших магистралей района, и, учитывая, что один лишь стадион запланирован на 18 тыс. человек (прибавьте к этому жителей более 6 тыс. квартир и 15 тыс. новых рабочих мест), он угрожает всецело парализовать бруклинские автострады.

Но, все разоблачительные публикации и пикеты в прессе мало тревожили девелопера, приобретшего государства и серьёзную поддержку города. А вот экономический кризис полностью остановил реализацию проекта: до тех пор пока инвесторы отысканы только на 3 площадки из 17, да и с теми долговременные отношения официально до сих пор не оформлены.

Текст: Глеб Перов

Издание Хозяин

Таймлапс строительства Нового комплекса ВТЦ в Нью-Йорке

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: