Казахстан: слишком роскошно

Казахстан: слишком роскошно

Предлагаемая в проекте нового Налогового кодекса (НК) процедура оценки недвижимости приведет к неадекватной оценке налогооблагаемой базы: состоятельным обладателям домов не угрожает та налоговая нагрузка, на которую рассчитывали разработчики НК.

В первых числах Сентября правительство скорректировало ставки налога на дорогостоящую недвижимость в проекте нового Налогового кодекса. «Речь заходит о том, что в случае если цена недвижимости больше 120 миллионов тенге, то ставка будет 1%, в случае если от 50 миллионов тенге до 120 миллионов, то ставка – 0,75%, – отметил министр бюджетного планирования и экономики Бахыт Султанов. – В рабочей группе было продолжительное обсуждение, вопрос появлялся со стороны ассоциации, которая руководит недвижимостью и решение было принято практически при завершении разработки Налогового кодекса. Мы думаем, что подошли оптимально».

Сейчас в соответствии с действующему кодексу ставки налога на имущество в Казахстане составляют для физических лиц 0,1%, для юридических 1% от оценочной цены недвижимости.

Но в конечном итоге «планка отсечения» недвижимости, с которой будет взиматься так называемый «налог на роскошь», составит более 600 миллионов тенге, т.е. в пять раза больше прописанной в законе цифры. Дело в том, что оценка недвижимости будет производиться правильно, написанным еще 10 лет назад и принятым в 2002 году. В них прописана базисная цена одного квадратного метра жилья, которая, например, для Алматы и Астаны образовывает 30 тыс. тенге.

Сообщили – сделали

В первый раз о возможности введения «налога на роскошь» заявил в собственном ежегодном послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев еще в феврале 2008 года. «Это справедливо: государство создало имтакие условия, они были шустрыми – молодцы, но сейчас поделиться нужно с народом самую малость тем, что у них имеется В случае если человек смог выстроить трехэтажный дом за четыре миллиона американских долларов, пускай платит соответствующий налог за роскошь», – отметил президент.

И уже в июле глава правительства Карим Масимов внес предложение внести налог на дорогостоящую недвижимость в проект нового Налогового кодекса. Наряду с этим в категорию роскоши попадало жилье ценой более чем 30 миллионов тенге (приблизительно 250 тыс. долларов), а предполагаемая ставка налога должна была составлять от 1 до 2%.

Данный пункт позвал ожесточенные споры среди общественности, во-первых, по причине того, что эта мера прежде всего ударит по среднему классу, поскольку 250 тыс. долларов – это цена средней квартиры в Алматы либо Астане. Согласно данным Казахстанской федерации недвижимости, большинство жилья, к примеру в Алматы, стоит не более 300 тыс. американских долларов, в то время как цена только 1% недвижимости превышает один миллион долларов (около 120 миллионов тенге). Вследствие этого предлагалось повысить порог как раз до таковой суммы.

Помимо этого, введение нового налога может еще более усугубить обстановку на строительном рынке, и без того переживающем не самые лучшие времена. Согласно точки зрения главы Ассоциации товаропроизводителей Алматы Серика Туржанова, недвижимость нужно вовсе исключить из так именуемого налога на роскошь. «По причине того, что недвижимость необходимо строить как минимум 50–60 лет, дабы обеспечить людей жильем. И введение для того чтобы понятия, как налог на роскошь, приведет к тому, что многие прекратят инвестировать в эту отрасль».

Специалисты опасались, что по окончании ввода нового налога будет зафиксировано падение цен на недвижимость: состоятельные обладатели домов и квартир будут приложив все возможные усилия занижать официальную цена жилья. Но в действительности цена недвижимости занизил сам проект нового НК.

Громадная отличие

Как растолковал «Специалисту Казахстан» помощник главы совета Казахстанской ассоциации оценщиков Александр Калинин, практически прописанный в проекте НК порядок расчета налога – «это не что иное, как действующие Правила определения цены объектов налогообложения физических лиц, утвержденные распоряжением правительства РК 18.04.2002 г., № 407. В их основе лежит базисная цена одного квадратного метра в тенге по регионам и городам с учетом последовательности корректирующих коэффициентов.

Но эти правила созданы около 10 лет назад, фискален а также отдаленно не приближены к рыночной цене. Они смогут быть использованы для вторичного рынка построек советского периода и ни в коей мере не ориентированы на современный строительный сектор».

Западные стандарты оценки (МСО-2005), принятые к применению у нас, предполагают в качестве базисной цене при массовой оценке для налогообложения имущества рыночную цена. Предлагаемый же кодексом порядок расчетов быстро снизит официальную цена недвижимости. Ясно, что это помешает корректным расчетам налогооблагаемой базы, создаст сложности для адекватной оценки ценовых процессов на рынке – а без этого нереально обычное планирование бизнес-проектов.

Господин Калинин приводит пример: «Мы совершили расчеты по оценочной (нормативно-расчетной) для рыночной стоимости и налогообложения трехкомнатной квартиры. Ее площадь – 185 квадратных метров с подземным паркингом 18 квадратных метров 2007 года постройки в комплексе «Теренкур» за Дворцом школьников. Оценочная цена – 69,5 тысячи американских долларов, налог – 136 долларов. Рыночная – 384 тысячи американских долларов, налог – 2,6 тысячи долларов. Отличие в 5,5 раза. Но не следует опасаться аналогичных цифр.

Вопрос в другом – нужно поменять ставку налогообложения. К примеру, был налог 0,1%, сделайте 0,01%».

Вот и получается, что в действительности цена дорогостоящей недвижимости, с которой будет взиматься налог, составит не 120 миллионов тенге, а более 600 миллионов. Из-за чего так случилось? Минюст ссылается на методики и отсутствие правил рыночной оценки имущества для налогообложения.

Но, согласно заявлению помощника главы совета Казахстанской ассоциации оценщиков, эти документы были созданы и переданы в Министерство финансов и Мин-юст еще в 2006 году. «У нас снова телегу ставят впереди лошади – сперва шкала налогообложения, а позже правила и методика оценки. Казахстан подготавливается к вступлению в ВТО, поставлена задача вхождения в 50 самые развитых государств, что предполагает приведение рыночных денежных инструментов и, например, оценочной деятельности к требованию западных стандартов».

Бизнес за всех заплатит

Порядок налогообложения имущества юрлиц кроме этого изменится. Налог на имущество для товаропроизводителей с 1% вырос до 2%, для личных предпринимателей – с 0,5 до 2%. Не смотря на то, что наряду с этим из законопроекта исключен налог на имущество с средств и оборудования производства, не всех представителей деловых кругов устроил новый порядок. «Мы просили бы не ухудшать положение бизнеса, вернуть ставки на место», – заявил Серик Туржанов.

Одновременно с этим, согласно его точке зрения, оптимальной была бы ставка в 0,5%, именно она разрешит «легализовать имущество и развивать главные фонды» представителям бизнеса.

В действующем кодексе сообщено, что налог взимается с остаточной стоимости (одна тринадцатая суммы, взятой при сложении остаточных цен объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным). В законе же обращение уже идет о балансовой стоимости. «В чем хитрость? Акционерные общества завершили переход на западные стандарты денежной отчетности.

Поставлена задача о переходе на них всех экономических субъектов – ТОО, ИП и других. Расчет цены активов проводится по западным стандартам оценки, по так называемой честной стоимости. Расчетной базой последней выступает рыночная цена, но заниженная на 15–20%.

Имущество ставится на баланс предприятия по новой честной цене, которая возможно выше остаточной многократно. Получается, что и тут нужно поменять шкалу налогообложения в сторону уменьшения», – говорит Александр Калинин.

Создатель: Валентина Палаичева

«Специалист Казахстан»

В Казахстане через чур много государственныхы служащих — депутаты

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: