Голубая бездна: как человечество покоряло марианскую впадину

История покорения самой глубокой точки Мирового океана неразрывно связана с именем швейцарского ученого Огюста Пикара, физика и изобретателя.

Огюст Пикар, появившийся в семье доктора химических наук, в 1930-х годах увлекся аэронавтикой и создал первый в мире стратостат — воздушный шар со сферической герметичной гондолой из алюминия, разрешающей выполнять полеты в верхних слоях воздуха при сохранении обычного давления в.

На своем аппарате Пикар, которому к тому моменту было уже 47 лет, совершил 27 полетов, достигнув высоты в 23 000 метров.

Голубая бездна: как человечество покоряло марианскую впадину

Источник: aif.ru

Создатель текста: Андрей Сидорчик

На протяжении опытов со стратостатом Пикар осознал, что те же правила возможно применять и для покорения морских глубин. Так швейцарский ученый начал работату над созданием аппарата, талантливого погружаться на громадные глубины.

Вторая мировая война прервала работы Огюста Пикара. Не обращая внимания на то что Швейцария оставалась нейтральной страной, научная деятельность сейчас была без шуток осложнена и в том месте.

Однако в 1945 году Огюст Пикар (на фото) закончил строительство глубоководного аппарата, взявшего наименование батискаф.

Батискаф Пикара воображал собой высокопрочную герметичную металлическую гондолу для экипажа, которая прикреплялась к громадному поплавку, наполненному бензином для обеспечения хорошей плавучести. Для погружения употреблялось пара тысячь киллограм металлического либо чугунного балласта в виде дроби, удерживаемого в бункерах электромагнитами. Для уменьшения скорости погружения и для всплытия электрический ток в электромагнитах отключался, и часть дроби высыпалась.

Таковой механизм снабжал всплытие кроме того при отказа оборудования, через определенное время вся — дробь и аккумуляторы высыпалась.

Батискаф стал называться FNRS-2. FNRS означало сокращение Бельгийского национального фонда научных изучений (Fonds National de la Recherche Scientifique), что финансировал работы Пикара.

Любопытно, что наименование FNRS-1 носил стратостат Пикара. Сам ученый на этот счет шутил: «Эти аппараты очень сходны между собой, не смотря на то, что их назначение противоположно. Быть может, судьбе было угодно создать это сходство как раз чтобы трудиться над созданием обоих аппаратов имел возможность один ученый».

Создание «Триеста»

Первое испытательное погружение FNRS-2 прошло в Дакаре 25 октября 1948 года, и пилотом батискафа был, очевидно, сам его создатель. Действительно, никаких рекордов в тот раз поставлено не было — аппарат погрузился всего на 25 метров.

Предстоящие работы с батискафом были осложнены тем, что бельгийский фонд прекратил финансирование. Огюст Пикар в итоге реализовал FNRS-2 ВМФ Франции, эксперты которого пригласили ученого для постройки новой модели батискафа, взявшего наименование FNRS-3.

Идеи батискафов тем временем захватывали мир, и новую модель собирались строить в Италии. В первой половине 50-ых годов двадцатого века Огюст Пикар, покинув FNRS-3 на французских инженеров, отправляется в Италию, дабы заняться строительством и разработкой батискафа, взявшего наименование «Триест».

«Триест» был построен в августе 1953 года. В работах по постройке батискафа Огюсту Пикару помогал его сын, Жак Пикар, которому и предстояло стать главным пилотом нового глубоководного аппарата.

В 1953-1957 годах «Триест» проводит серию успешных погружений в Средиземном море а также достигает фантастической по тем временам глубины в 3100 метров. В первых погружениях «Триеста» наравне с Жаком Пикаром участвует и сам создатель батискафа Огюст Пикар, которому исполнилось к тому времени 69 лет.

Проект «Нектон»

Исследовательские работы «Триеста» потребовали важных капиталовложений. Любой спуск аппарата нужно было снабжать помощью нескольких судов сопровождения. Батискаф Пикара к месту погружения нужно было буксировать, потому, что собственного горизонтального хода он не имел.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века «Триест» был куплен ВМФ США, показавшим интерес к изучению морских глубин. Вместе с аппаратом в Америку отправился и Жак Пикар, которому предстояло обучать управлению батискафом американских экспертов.

Прочность, заложенная в конструкции «Триеста», разрешала погружаться на большие глубины, узнаваемые в Мировом океане. Наряду с этим сам Жак Пикар отмечал, что для большинства изучений этого просто не требуется, потому, что 99 процентов дна Мирового океана расположено на глубинах не более 6000 метров. Правоту Пикара подтвердила последующая история — более поздние глубоководные аппараты, включая узнаваемые российские «Мир-1» и «Мир-2», строились как раз с расчетом на глубину около 6000 метров.

Но человечество обожает ставить перед собой большие задачи, исходя из этого «Триест» решено было направить для покорения самой глубокой точки Мирового океана — Марианской впадины в Тихом океане, глубина которой достигает 11 километров.

Эта операция, в которой были задействованы силы ВМФ США, взяла кодовое имя «Проект “Нектон”». Для ее осуществления были совершены важные доработки аппарата — в частности, в Германии на заводе Круппа была изготовлена новая, более прочная гондола.

В конце 1959 года «Триест» был доставлен на военно-морскую базу США на тихоокеанском острове Гуам. Во время второй мировой остров был ареной кровопролитных сражений, а к моменту проведения «Проекта “Нектон”» в джунглях скрывался как минимум один японский воин, не вычислявший войну оконченной.

Но, это никак не отразилось на подготовке исторического погружения. По окончании нескольких пробных спусков на 5 км и 7 км (что уже было рекордом для того времени) было дано добро на так именуемое «Громадное погружение».

«Громадное погружение»

Тут, действительно, появилось непонимание между Пикаром и американской стороной. Американцы объявили, что в «Громадном погружении» Пикар принимать участия не будет. Быть может, в ВМФ США посчитали, что историческое достижение должно быть чисто американским, а не американо-швейцарским.

Не сумев переубедить сотрудников, Пикар привел последний довод — дотянулся договор и продемонстрировал пункт, в котором указывалось, что он в праве принимать участие в «особенных погружениях». То, что нырок на 11 километров — особенный случай, американские представители оспаривать не стали и допустили Пикара до погружения.

Сам Пикар позже вспоминал, что упорствовал не просто из жажды установить рекорд — он нырял на «Триесте» более 60 раз, тогда как у его сотрудников из америки было предельное число независимых погружений.

На точку спуска «Триест» был отбуксирован в ночь на 23 января 1960 года. Стояла тяжелая, штормовая погода, батискаф был потрепан из-за беспокойства на море, и решать, идти на погружение либо нет, предстояло Пикару. Швейцарец дал разрешение.

Утром 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш начали историческое погружение. Пикар писал, что из-за изюминок верхних слоев вод в этом месте они довольно много времени израсходовали на то, дабы погрузиться на глубину 300 метров. Скорость, с которой они погружались, сказала о том, что погружение продлится 30 часов, что было полностью невозможно.

К счастью, после этого скорость вышла на расчетные показатели.

В 13:06 23 января 1960 года, по окончании пяти часов погружения Пикар и Уолш достигли дна Марианской впадины на отметке 10 919 метров. По словам Пикара, точность измерений равнялась плюс-минус пара десятков метров.

Исторический спуск «Триеста» решил вопрос, мучивший ученых-океанологов: смогут ли жить на таковой глубине сложные организмы. Когда аппарат достиг дна, Пикара и Уолша «приветствовала» рыба, снаружи бывшая похожим ската, появлявшаяся в лучах прожектора батискафа. Не смотря на то, что потом заявление Пикара было подвергнуто сомнению ввиду отсутствия документальных доказательств.

Исследователи пробыли на дне 20 мин., по окончании чего аппарат в течение трех часов возвращался на поверхность. В том месте Пикар и Уолш попали в объятия вторых участников исторического проекта.

Третьим в пучине стал создатель «Аватара»

технические сложности и Погодные условия стали причиной тому, что погружение Пикара и Уолша на дно Марианской впадины стало единственным в рамках «Проекта “Нектон”». А для самого Жака Пикара оно оказалось и прощальным — с этого момента «Триест» совсем перешел в руки экспертов ВМС США, и швейцарец с ним больше не трудился.

Жак Пикар в книге, посвященной историческому погружению, писал, что с достижением дна Марианской впадины человеку больше негде будет устанавливать подобные рекорды — останется лишь отправиться в космос. Ученый не совершил ошибку: чуть больше чем через год, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» покорил земную орбиту.

Домашняя тяга Пикаров к изобретениям передалась и сыну Жака, Бертрану Пикару. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века он стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на аэростате. Батискаф «Триест» до 1963 года входил в состав ВМФ США, а сейчас есть экспонатом военно-морского центра в Вашингтоне.

С 1960 по 2012 год ни один человек, не считая Пикара и Уолша, не опускался на дно Марианской впадины. В 2012 году на одноместном батискафе Deepsea Challenger дна Марианской впадины достиг легендарный голливудский режиссер Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара». Именно на съемках «Титаника», ныряя на русских аппаратах «Мир» к погибшему судну, режиссер и увлекся глубоководными погружениями.

А в подготовке покорения Кэмероном дна Марианской впадины принимал участие не кто другой, как напарник Пикара по историческому погружению Дон Уолш.

Погружение в Марианскую впадину. Морская пропасть фильм HD

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: